Интервью Новости История сайтов На главную Добавить в избранное Сделать стартовой
Контакты Разное
Каталог. Интервью с владельцами сайтов.
27.10.2010

Яндекс.Картинки: обычно лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать

(просмотров: 141114)
Новости Яндекс.Картинки


Беседа с менеджером по маркетингу отдела поисковых сервисов Яндекса Верой Егоровой состоялась 26 октября 2010 года.

Как известно, "большой" Яндекс заработал 23 сентября 1997 года. Были ли на тот момент в его составе Яндекс.Картинки? При каких обстоятельствах появились Яндекс.Картинки?

Сервис Яндекс.Картинки открылся в 2002 году – с этого момента наш поиск стал иллюстрированным.

Яндекс и до этого умел находить страницы с картинками, соответствующими запросу, но чтобы увидеть их, пользователь должен был перейти на сайт.

Мы хотели сделать Яндекс более удобным для пользователей – ведь во многих случаях лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Например, когда хочется понять, как выглядит русская голубая кошка или новая модель популярного телефона.

Сервис оказался очень востребованным. Ежедневно Яндекс.Картинки отвечают более чем на 9 миллионов запросов (почти на 6,5 тысяч запросов в минуту).

Сколько фотографий было включено в Яндекс.Картинки при запуске проекта?

Около 12 миллионов изображений.

Ориентировались ли вы при разработке Яндекс.Картинок на аналогичные зарубежные сервисы?

Конечно, мы знали, что поиск по изображениям есть и у других игроков, но сказать, что мы именно "ориентировались" на них было бы неправильно – скорее, смотрели, как это реализовано, оценивали, насколько удобно для пользователей.

Можно ли определить, сколько было этапов [версий] в жизни Яндекс.Картинок? Какие можно выделить важные ступени были в эволюции Яндекс.Картинок?

В 2007 году сервис был практически полностью переделан: у него появился новый робот, индексирующий картинки, новый поисковый движок, обеспечивающий более точное ранжирование изображений, расширенный поиск, то есть возможность искать по нескольким параметрам: цвету, типу картинки (только по фотографиям, например), по окружающим их текстам.

В 2008 году сервис научился распознавать портреты, например, показывать только портреты самого Айвазовского, а не его картины. Это была одна из первых фич, основанная на так называемой технологии компьютерного зрения.

Заметным шагом был поиск с помощью Picsearch по картинкам из "мирового" интернета, все в том же 2007-м. Правда, теперь мы и сами умеем искать зарубежные картинки и убедиться в этом можно, задав запрос на английском. Например, по запросу "dog", Яндекс находит около 1 млн изображений собак, в то числе те, которые размещены на зарубежных сайтах.

Каким образом в настоящее время вы позиционируете проект Яндекс.Картинки? Менялось ли каким-то образом позиционирование сайта в процессе развития?

Изначально мы позиционировали его просто как сервис для поиска изображений. Но сейчас, когда поисковые технологии позволяют лучше понимать запросы пользователей, мы умеем дополнять ответ веб-поиска мультимедийной информацией, часть которой - это результат поиска картинок.

Статистика Яндекс.Картинок доступна здесь - http://stat.yandex.ru/stats.xml?ReportID=-225&ProjectID=40. Кто он - пользователь сервиса Яндекс.Картинки? Можно ли говорить, что аудитория Яндекс.Картинок повторяет аудиторию портала Яндекса?

Последние исследования TNS Россия показывают, что к сервису чаще обращается женский пол, обычно девушки в возрасте 18-34 лет. Поэтому в топе сервиса много запросов, связанных с любовью, свадебными платьями, дизайном ногтей и т.п. Правда, TNS учитывает только тех, кто приходит именно на images.yandex.ru. При этом для очень большого процента людей, поиск изображений - это продолжение веб-поиска. Поэтому аудитория Яндекс.Картинок на самом деле очень близка с аудиторией поиска.

Можете ли вы определить, какие трудности и проблемы возникают при выполнении задачи поиска фото в интернете с точки зрения Яндекс.Картинок?

Самое сложное – понять, что именно ищет пользователь (и сделать это очень быстро!). Например, что он хочет получить по запросу "ягуар" - машину, животное, фильм или что-то еще? Чтобы решить эту задачу, мы анализируем поведение пользователей, задающих эти запросы, а также частые уточняющие формулировки к словам запроса и строим выдачу на основе этих данных.

Облегчают "понимание" между пользователем и сервисом дополнительные опции – например, возможность искать только по одному цвету, по "похожести" фотографий и т.д.

Какой путь проходит фотография, опубликованная на каком-либо сайте, до сервиса Яндекс.Картинок? Каким образом технически пополняется база Яндекс.Картинок?

Яндекс индексирует только картинки, находящиеся в интернете в открытом доступе. После того как поисковый робот находит изображение, оно попадает в нашу базу.

Что нужно дополнительно сделать веб-мастеру, желающему ускорить процесс появления его фото на Яндекс.Картинках? А веб-мастеру, напротив желающему не допустить появления своего фото на Яндекс.Картинках?

Сейчас мы индексируем картинки только в стандартных графических форматах (JPEG, GIF, анимированный GIF и PNG). Важно, чтобы к ним было добавлено описание - это поможет поисковику точно определить, что изображено на картинке (анализ собственно изображений пока еще развивается). Если сайт состоит преимущественно из изображений, особенное внимание в таком случае стоит уделить тегам alt и title, в которых прописывается "всплывающая подсказка" о фотографии, на которую пользователь наводит курсор. Она же по сути является источником информации о картинке и для поисковой машины. Также было бы полезно снабдить фото семантическими тегами (природа, бабочка и так далее). Можно также воспользоваться нашим сервисом Яндекс.Вебмастер, который помогает проанализировать статистику индексирования сайта и получить информацию об ошибках, которые мешают ему подняться выше в результатах поиска.

Если веб-мастер не хочет, чтобы изображения с его сайта попали в нашу базу, достаточно закрыть к ним доступ или прописать соответствующие команды в robots.txt и тегах.

Были ли в вашей истории претензии к вам по авторским правам на фото? Какова позиция администрации Яндекс.Картинок по этому вопросу?

Исков не было. Несколько раз в год мы получаем письма от различных людей с просьбой убрать их фотографии из результатов поиска. Мы отвечаем, что поиск Яндекса не размещает изображения, он лишь находит картинки, которые есть на других сайтах. Если автор не хочет, чтобы его фото было в выдаче, ему нужно обратиться к владельцу сайта, на котором оно размещено. Когда изображение будет удалено с исходной страницы, то через некоторое время оно автоматически исчезнет и из нашей базы.

Расскажите о динамике включения новых фотографий в вашу базу. Можно ли говорить, что каждый год вашему сервису становится известными в разы больше фотографий, чем в предыдущий год? Сколько фотографий насчитывает база Яндекс.Картинок в настоящий момент?

Яндекс проиндексировал уже более 1,8 миллиарда изображений. За последний год их число выросло в 2,5 раза. Мы даже подсчитали, что если поиск будет отслеживать новые картинки в интернете с такой же скоростью, то уже к 2029 году площадь известных Яндексу картинок сравняется с площадью Земного шара.

У вас есть предложение владельцам фотохостингов (http://help.yandex.ru/images/?id=1111912). Сколько в настоящий момент фотохостингов сотрудничают с Яндекс.Картинками?

В настоящее время с нами сотрудничает около 50 фотохостингов и других ресурсов, обладающих интересными коллекциями изображений. Правила участия в партнерской программе приведены по этой ссылке - http://help.yandex.ru/images/?id=1111912.

Какие темы в Яндекс.Картинках наиболее популярны? Что в вашем сервисе ищут чаще всего?

Весной Яндекс проводил исследование (http://download.yandex.ru/company/figures/yandex_on_imagesearch_april_2010.pdf), которое показало, что чаще всего, как ни странно, люди ищут "картинки" (картинки про любовь, смешные картинки и т.д.). Но уже летом их уверено потеснили "демотиваторы".

Как я уже говорила, много "женских" запросов о прическах, дизайне, моде. Часто встречаются "товарные" запросы, например, модели сотовых телефонов.

Есть ли в Яндекс.Картинках модерация фотографий? Какова позиция администрации Яндекс.Картинок по этому вопросу? Есть ли смысл в модерации фотографий (в частности, для борьбы с порнографическими фотографиями)?

Поиск индексирует все, что находится в Сети в открытом доступе, в том числе сайты и картинки для взрослых. Мы сами ничего не модерируем, но по умолчанию у всех пользователей включен так называемый "умеренный фильтр" (при желании его можно отключить), который понижает в результатах поиска изображения "18+" по обычным и сомнительным запросам. Пользователь, ищущий в Яндекс.Картинках "скрытую камеру", скорее всего, хочет найти фотографии самого устройства, а не то, что им было снято. Если же пользователь явно запросил картинку с порно, поиск покажет ему такие изображения, так как в этом случае именно порно является релевантным запросу ответом.

Если человек вообще не хочет находить изображения "18+", он может включить "семейный фильтр" (http://company.yandex.ru/rules/filtration/).

Каковы отзывы пользователей Яндекс.Картинок о проекте? Есть ли какие-то моменты, которые им не нравятся? Влияют ли рунетчики своими пожеланиями на развитие Яндекс.Картинок?

Когда мы только открыли отдельную форму обратной связи, люди высказывали пожелания по улучшению качества поиска, слали приветственные письма саппортам и, что самое забавное, пытались познакомиться с людьми, которых находили на Картинках - думали, что адрес, указанный внизу страницы сервиса, принадлежит той самой очаровательной девушке с фото или этому знаменитому спортсмену, которого нашли по запросу Яндекс.Картинки.

Много хороших отзывов было о функции просмотра результатов поиска в режиме слайд-шоу, запущенном на прошлой неделе.

Конечно, мы прислушиваемся к мнению наших пользователей и всегда рады конструктивным замечаниям и предложениям.

Может быть, вы можете обозначить, в каком направлении движутся Яндекс.Картинки?

Мы планируем научиться индексировать как можно больше "зарубежных" картинок. Первые результаты нашей работы в этом направлении можно увидеть в том числе на images.yandex.com.

Также мы активно будем развивать технологию "компьютерного зрения", о которой уже говорили в одном из ответов, и бета-версия поиска по похожим изображениям, которая была запущена на прошлой неделе (http://clubs.ya.ru/company/replies.xml?item_no=30316) – еще один шаг в эту сторону.
Интервью с сайтами

Готовятся к публикации

Задайте свой вопрос!
Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Конкурсы в рунете

Опрос
Новости какой рубрики вам наиболее интересны?